Более 20 лет опыта работы
40 тысяч довольных клиентов
Европейские стандарты обслуживания
Круглосуточная доставка и поддержка
Лучшие финансовые предложения
Отлаженная логистика
Международные связи и опыт
У нас работают профессионалы
В конце прошлого года средняя по стране стоимость бензина АИ-95 впервые перевалила планку в 50 рублей за литр, а сами темпы подорожания стали максимальными за последние три года. При этом с 1 января 2022 года существенно выросли акцизы на топливо. Грозит ли это очередным кризисом на рынке горючего?
Цена топлива в России увеличивается непрерывно, но с 2008 года средние темпы составляли в районе 2 рублей в год. Исключением был 2018-й, когда топливный кризис привёл к резкому росту цены литра на 3–4 рубля. После этого правительство приняло ряд мер, например, временно снизило акцизы и ввело мораторий на удорожание горючего свыше темпов инфляции. Это неформальное соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями действует до сих пор, и его результатом стала искусственная стабилизация цен.
Но в 2021 году топливо снова пошло в рост: по данным Росстата, в 2021 году стоимость бензинов АИ-92 и АИ-95 изменилась более чем на 8% (около 4 рублей), а дизтоплива — на 10%. То есть темпы увеличения цены почти вдвое выше, чем в среднем за предыдущие 15 лет.
Глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов считает, что интенсивный рост цен вполне объясним: «Этот год в принципе характеризуется более высокой инфляцией, и нет ничего удивительного в том, что топливо дорожает быстрее, чем в предыдущие годы. Посмотрите, какая динамика цен на нефть и нефтепродукты: она с декабря 2020 года строго положительная, идёт вверх-вверх, правда, сейчас затормозилась и колеблется в рамках коридора».
Эксперт отмечает, что общемировая цена нефти и нефтепродуктов оказывает сильное влияние на внутренний российский рынок:
— Оптовая цена топлива в России формируется не под воздействием факторов спроса и предложения внутри страны, а в первую очередь по принципу экспортной альтернативы. Когда у вас дорожает нефть на мировом рынке, возникает больше оснований для экспорта как готового продукта, так и самого сырья. И если вы поставляете за границу больше нефти, то падает производство внутри страны.
Из-за ограниченных поставок внутри страны в сентябре биржевые оптовые цены обновили исторический рекорд: бензин АИ-95 пробил планку в 60 тысяч рублей за тонну, что в пересчёте на цену литра составляет порядка 45–47 рублей. На тот момент это было сопоставимо с розничной стоимостью такого бензина в некоторых регионах.
Но почему в таких условиях производители нефти не переориентируются на внутренний рынок, обеспечив достаточные поставки и снизив оптовую цену?
— По налоговой системе экспортные поставки более интересны, — говорит Григорий Баженов. — Например, налоги на внутреннем рынке повышаются с 2014 года, акцизы выросли более чем в три раза. И наоборот, экспортные пошлины падают и относительно 2014 года сократились на 96%.
«То есть сегодня Россия более ориентирована на внешние поставки, чем даже в прошлые годы», — Григорий Баженов, глава аналитического центра Независимого топливного союза.
В результате растёт так называемый нетбэк: условная цена топлива, при которой производителю без разницы, реализовывать ли его внутри страны или экспортировать. При искусственно ограниченных ценах внутри страны растущий нетбэк стимулирует нефтяные компании отгружать нефтепродукты в другие страны, что оказывает сильное давление на внутренние цены.
То есть нефтяные компании совсем не прочь поднять цены внутри страны, но они связаны неформальным соглашением с правительством, которое появилось в 2018 году на волне топливного кризиса. Оно подразумевает, что рост стоимости бензинов и дизтоплива не может быть выше уровня инфляции. Но годовая инфляция в 2021 году составила около 8,4%, то есть оказалась выше, чем в предыдущие годы, что и позволило сильнее поднять розничные цены на топливо.
Искусственное сдерживание розничных цен делает проблематичной работу независимых АЗС, потому что оптовые цены оказываются зачастую выше розничных (с учётом расходов на доставку и содержание автозаправок). По мнению Григория Баженова, главная проблема — в полной стагнации этого рынка и отсутствии инвестиций, что ощущается и крупными топливными компаниями.
— Но у них есть хотя бы преимущество в виде демпфера — это механизм государственного субсидирования внутренних цен в условиях, когда экспортные поставки оказываются более выгодными, — объясняет эксперт. — На эти цели в прошлом году потрачен почти триллион рублей. В результате крупные нефтяные компании могут перераспределить убытки в рамках своей вертикальной структуры и выйти на хороший результат, тогда как независимые АЗС такой возможности лишены.
«Демпфер — это ужасный механизм, потому что он дискриминирует независимых игроков», — Григорий Баженов, глава аналитического центра «Независимого топливного союза».
С 1 января традиционно изменятся топливные акцизы: так, на бензины 5-го экологического класса они вырастут с 13,3 тысячи за тонну до 13,8 тысячи рублей. В пересчёте на стоимость литра это означает прибавку в 38 копеек. Акцизы на дизтопливо увеличатся с 9,2 тысячи за тонну до 9,56 тысячи рублей (30 копеек на литр).
Несмотря на сильное давление на топливные цены, Григорий Баженов считает, что ждать резкого скачка прайсов на АЗС в 2022 году не стоит: «Цены продолжат расти, но также в пределах инфляции, то есть как обычно. У нас профицитное производство, то есть нефтезаводы делают больше топлива, чем потребляется внутри страны, поэтому у нас есть экспортные поставки. Запас прочности достаточный».
Если предположить, что инфляция сохранится на нынешнем уровне, к концу 2022 года стоимость бензина АИ-95 достигнет 54–55 рублей за литр.
По мнению эксперта, проблемы могут возникнуть лишь в Сибири и на Дальнем Востоке в случае неких форс-мажоров, например, остановки на ремонт заводов.
— Из-за протяжённости железнодорожных путей и прочих каналов поставок эти регионы более чувствительны, но в остальном цены на топливо будут меняться в пределах инфляции, — подытоживает Григорий Баженов.
Кстати, проблемы с дефицитом топлива на Дальнем Востоке действительно случаются.
В прошлом году мировые цены на нефть упали ниже нуля (да-да, такое бывает), но бензин всё равно подорожал.
Интересно, что Минпромторг делает ставку на электромобили, производство которых наладят в России в ближайшее время.
Источник — ирсити!ру
Обратный звонок
Наш менеджер свяжется с вами в течение часа